Как сделать крем маскарпоне для торта


Как сделать крем маскарпоне для торта
Как сделать крем маскарпоне для торта


Как сделать крем маскарпоне для торта

Полный текст автореферата диссертации по теме "Демократическое преобразование российского государства Временным правительством в марте-октябре 1917 года. (социально-экономический аспект)"

Российская академия государственной службы при президенте Российской Федерации

Северо-Кавказская академия государственной службы

РГ6 од

/ . На правах рукописи

ОРЛОВА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ВРЕМЕННЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ В МАРТЕ-ОКТЯБРЕ 1917 ГОДА (СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Специальность 07.00.02 - "Отечественная история"

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Ростов-на-Дону 1997

Диссертация выполнена на кафедре истории и философии СевероКавказской академии государственной службы

Научный руководитель - доктор исторических наук,

профессор Смирнов В. Н.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

доцент Венков А. В. кандидат исторических наук Решетова Н. А.

Ведущая организация - Донская государственная академия сервиса, кафедра истории и философии

? <1 -/ь -

Защита состоится " О " ОШ^^-ЯЛ ЬЛ 1997 г. в ' ^ на заседании Диссертационного совета Д 063.52.02 по историческим наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ростовского государственного университета (ул. Пушкинская, 148). Автореферат разослан " 997 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент Ермоленко Т. Ф.

1. Общая характеристика работы

Актуальность темы. Февральская революция и последовавшее за ней строительство демократического государства стали одним из поворотных событий как отечественной, так и мировой истории. Осуществляемые Временным правительством с марта по октябрь 1917 г. преобразования были направлены на преодоление глубочайшего социально-экономического, политического кризиса и создание системы, гарантирующей соблюдение прав человека, социальную и экономическую стабильность. Новая власть стремилась решить стоявшие перед ней задачи реформистскими методами в рамках легитимности. Таким образом, в 1917 г. впервые в российской истории была сделана попытка преодолеть авторитарные традиции государственного управления и создать свободную, демократическую Россию.

В конце XX в. Россия вновь переживает не менее резкий перелом в историческом развитии. Нынешнее кризисное состояние общества и предпринимаемые попытки создания правового государства настоятельно диктуют поиск исторических аналогий. Современное демократическое государственное строительство в качестве одной из важнейших теоретических и практических проблем выдвигает выработку социальных гарантий от рецидива ошибок и трагедий прошлого. Выработка подобных гарантий невозможна без исторической реконструкции событий 1917 г. и осмысления того, почему попытка демократической трансформации России сменилась построением тоталитарного государства.

Начавшийся в конце 80-х годов процесс ниспровержения марксистских догм и отказа от тотальной идеологизации общественной жизни вызвал соответствующую реакцию в отечественной исторической науке. Смена общественных и политических приоритетов, стремление освободиться от сложившихся стереотипов повысили интерес к такого рода ре-

шающим, ключевым для понимания сущности многих процессов историческим периодам, каким является 1917 год. Перед профессиональными историками встала задача создания объективной, свободной от идеологических штампов картины революционных преобразований в России.

Таким образом, общественная и научная потребность в осмыслении демократического реформирования России после Февральской революции диктует необходимость поиска новых подходов к исследованию данной проблемы.

Степень научной разработанности темы. Несмотря на очевидную важность осмысления социально-экономических преобразований Временного правительства для характеристики государства в послереволюционной России и определения его дальнейшей судьбы, отмечается недостаточность исследования данной проблемы как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

В историографии рассматриваемого периода прослеживается несколько этапов:

1 этап - 20-е годы - первая половина 50-х годов;

2 этап - конец 50-х годов - первая половина 80-х годов;

3 этап - конец 80-х годов - 90-е годы.

На первом этапе в центре внимания исследователей оказывается выяснение причин и предпосылок революционных событий в России в 1917 году. Стремление одних авторов осудить, других - оправдать Октябрьскую революцию, а также непосредственное участие авторов в исследуемых событиях и узость источниковедческой базы определили тенденциозность и политизированность многих работ, посвященных периоду с февраля по октябрь 1917 года.

Первые попытки анализа деятельности Временного правительства содержатся уже в литературе мемуарного характера. Так, значительное место в работе П. Н. Милюкова занимает вопрос государственного вмеша-

тельства в социально-экономические процессы после Февральской революции. Осуществляемые Временным правительством мероприятия в этом направлении Милюков характеризует как "военный социализм". В центре внимания лидера кадетской партии оказывается проблема существовавших между либералами и социалистами расхождений по поводу средств достижения государственного контроля над хозяйственной жизнью.

В отечественной исторической науке 20-50-х годов господствующим становится тезис о неизбежности и необходимости социалистической революции в России и установления диктатуры пролетариата. В связи с этим события, связанные с Февральской революцией теряют самостоятельное значение и приобретают статус пролога к социалистическим преобразованиям. Поэтому социально-экономическая деятельность Временного правительства на данном этапе практически не исследовалась. Исключением является работа 3. Лозинского, в которой собран и систематезирован значительный материал по проблеме экономического развития России в рассматриваемый период.

Основательное изучение проблем социально-экономического развития России в марте-октябре 1917 г. начитается с конца 50-х годов. Отечественная историография отказывается от упрощенных трактовок и схематизма предшествующего периода. Однако, доминирующим остается отношение ко времени с марта по октябрь 1917 года как к периоду перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. Поэтому в центре внимания отечественных историков оказываются вопросы создания экономических и социально-политических предпосылок для последующих социалистических преобразований.

Так, в работах Т. М. Китаниной, В. Я. Лаверычева, И. В. Маевского, И. И. Минца, А. Л. Сидорова, К. Н. Тарновского, Г. И. Шигалина обращается внимание на формирование государственно-монополистического капитализма в России в годы войны, в связи с чем получает освещение

проблема государственного вмешательства в экономическую жизнь с марта по октябрь 1917 г. для разрешения хозяйственных трудностей военного периода.

Особо следует отметить монографию П. В. Волобуева "Экономическая политика Временного правительства". В ней автор обращается к экономической программе Временного правительства, включая произошедшие в ней под влиянием умеренных социалистов изменения. В работе нашли отражение такие вопросы, как реформирование правительством государственных регулирующих органов, средства государственного воздействия на отдельные отрасли экономики. По оценкам Волобуева государственное регулирование экономики в разгар деятельности Временного правительства пребывало в состоянии редкого хаоса.

В 60-80 годы объектом анализа советских историков становится также социальная политика Временного правительства. Однако, эта проблема оказалась в сфере внимания исследователей лишь в связи с проблемой классовой борьбы накануне Октября. В работах П. В. Волобуева, Л. С. Га-поненко, М. Т. Лихачева, И. М. Пушкаревой, 3. В. Степанова, В. Д. Федорова нашли некоторое отражение попытки создания Временным правительством механизма государственного регулирования взаимоотношений между трудом и капиталом, а также различные аспекты социальных отношений в революционный период. В частности, указанные авторы исследуют требования рабочего класса и буржуазии, их действия по отстаиванию своих классовых интересов, в связи с чем получает освещение деятельность Временного правительства в области трудовых отношений и рабочего законодательства.

Таким образом, советские историки собрали и систематизировали огромный фактический материал. Однако, сложившаяся в это период интерпретация деятельности Временного правительства содержала множество штампов. Традиционный подход советской историографии рассмат-

ривает действия Временного правительства в социально-экономической области как направленные на укрепление буржуазного государства, капиталистического хозяйства и защиту социально-экономических интересов буржуазии. Вывод советской исторической науки однозначен: за время нахождения у власти Временное правительство не смогло предложить стране четкой концепции демократических преобразований. Правительство продолжало антинародную политику прежней власти, прикрываясь демагогическими заявлениями и обещаниями.

Во второй половине 80-х - 90-х годах в отечественной исторической науке происходит переоценка сложившихся стереотипов. Ставятся под сомнение постулаты о закономерности, неизбежности и спасительности Октябрьской революции. В общественном мнении распространяется представление о насильственно прерванном демократическом развитии России в результате Октябрьского переворота. В частности, речь шла о том, что большевики прекратили нормальный ход экономических процессов. Поэтому период с февраля по октябрь 1917 г. вызвал повышенный интерес профессиональных историков и публицистов, которые попытались ответить на вопрос о том, что представлял для России кратковремешшй период пребывания у власти Временного правительства: разложение государственной ткани и анархию, прорыв в демократическое правовое государство или же предысторию тоталитарной системы.

Так, Н. Г. Думова и В. В. Шелохаев обращаются в своих работах к либеральной программе государственных преобразований. Указанные авторы отмечают, что кадетская партия руководствовалась принципами правового государства и разработала программу обширных демократических реформ (в том числе в экономике и социальной сфере).

И. А. Исаев, В. A. May, А. К. Сорокин предлагают новые подходы к проблеме экономической деятельности Временного правительства. Они склоняются к тому, что причины несостоявшегося в 1917 г. перехода к де-

мократии следует искать в программе и конкретной деятельности Временного правительства. А. К. Сорокин полагает, что противоречивость и непродуманность правительственной программы государственных преобразований в вопросах передачи части властных полномочий общественным организациям и регулирования трудовых отношений вела к утрате доверия к правительству и возобладанию групповых интересов. И. А. Исаев отмечает использование Временным правительством военно-административных методов регулирования народного хозяйства, которые впоследствии будут использованы Советской властью. В. A. May приходит к заключению, что послефевральский период государственного регулирования экономики представляет собой предысторию военного коммунизма. По мнению автора, объективные тенденции в развитии экономической среды повлияли на представления политиков различной ориентации, сформировав у них представление о допустимости усиления административно-распорядительных функций государства. Таким образом, ставится вопрос о существовании объективных тенденций, позволяющих говорить о некоторой преемственности методов государственного управления от царского правительства ко Временному и далее к Советскому.

В последние годы в зарубежной историографии появились интересные работы, авторы которых делают попытку по-новому взглянуть на революционные события 1917 года. Так, У. Розенберг предлагает рассмотреть события с марта по октябрь 1917 г. с точки зрения изменения форм власти, а не разрушения государствешшх институтов. По мнению Розен-берга, вовлеченность государства в 1917 г. в процессы социального посредничества и экономического регулирования ограничили перспективы демократии в России. Поэтому государство, созданное большевиками, имело своим историческим основанием конъюнктуру событий послефев-ральского периода и представляло собой радикальное продолжение прошлого, а не революционный разрыв с ним.

Особый интерес представляет работа 3. Галили, в которой рассматривается проблема участия меньшевиков в коалиционном правительстве (их программа разрешения социально-экономических проблем, отношение к власти, деятельность в Министерстве труда).

Предметом диссертационного исследования является социально-экономическая деятельность Временного правительства, направленная на демократическое преобразование российского государства.

Хронологические рамки исследования включают весь период пребывания у власти Временного правительства: с момента его создания 2 марта 1917 года до момента взятия власти большевиками 25-26 октября 1917 года.

Целью данной работы является выявление сущности концепции Временного правительства в области социально-экономических преобразований и факторов, повлиявших на ее конкретное воплощение. Автор данного исследования намерен рассмотреть вопрос о том, какое место новая власть отводила демократическому государству в социоэкономических процессах и о последствиях реализации этой концепции.

В связи с этим ставятся следующие задачи исследования: —осуществить анализ концепции социально-экономических преобразований Временного правительства;

—рассмотреть формирование механизмов реализации правительственного курса в социально-экономической области;

—выявить основные средства правительственного воздействия на социальную и экономическую сферы;

—определить степень вовлеченности различных общественных сил в проводимые правительством социально-экономические преобразования.

Источниковую базу исследования составили три основные группы источников:

1. Официальные документы, включающие постановления Временного правительства; протоколы его заседаний; материалы о деятельности государственных учреждений и общественных организаций; официальная переписка государственных и общественных органов и т. д. Они отражают официальный курс Временного правительства, позволяют судить о конкретных шагах по его реализации, а также дают информацию об официальной реакции общественных организаций на проводимые преобразования.

2. Периодическая печать рассматриваемого периода позволяет судить о реакции различных общественно-политических сил на проводимый правительством курс, а также восполняет недостающую в официальных документах информацию об отдельных мнениях, сложившихся в правительстве. Однако, в работе с данной группой источников следует учитывать субъективный характер изложения фактов различными периодическими изданиями, продиктованный их партийной и классовой принадлежностью. Кроме того, периодическая печать может содержать искаженную и недостоверную информацию.

3. Мемуарная литература сообщает важнейшие подробности о происходящем, отсутствующие в официальных документах; а также восполняет недостающую документацию. Однако мемуары субъективны и требуют критического отношения к сообщаемой информации.

Методологическую основу работы составляют принципы объективности, научности и историзма. В работе использованы общенаучные методы: исторический, логический. Кроме того, автор исследования применил специально-научные методы: историко-генетический, историко-системный, историко-типологический. Предмет исследования предполагает использование цивилизационного подхода, позволяющего рассмотреть поставленную проблему в контексте мирового развития с учетом специфики России.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в нем впервые дается комплексный анализ демократических преобразований российского государства Временным правительством во взаимосвязи социальной и экономической сфер. Автор анализирует позиции основных общественно-политических сил по отношению к проблеме социально-экономических преобразований и их влияние на формирование и реализацию правительственного курса реформ. Предложен новый взгляд на степень влияния социалистических идей государственного планирования и регулирования социально-экономических отношений на правительственный курс с марта по октябрь 1917 года. Рассмотрена проблема изменения форм государственной власти в результате вовлеченности государства в социально-экономические процессы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Доказано, что Временное правительство предложило целостную концепцию демократического реформирования российского государства, в основе которой лежал принцип приоритетности общегосударственных, общенародных интересов над частными, групповыми, классовыми и партийными. Данная концепция отводила государству роль посредника в социоэкономических процессах, координирующего и регулирующего деятельность государственных, производственных и общественных структур.

2. Выявлено, что формирование и реализация правительственной концепции реформ определялись экономической и социально-политической конъюнктурой периода войны и революции. Это выразилось в признании основными общественно-политическими силами необходимости активизации государственного вмешательства в социальную и экономическую сферы и централизованного регулирования хозяйственной жизни в общенародных интересах. Отмечено, что, с одной стороны, позиции либералов и умеренных социалистов были близки по отношению к призна-

нию принципа государственного регулирования социально-экономических процессов; а с другой стороны, расходились по поводу степени государственного вмешательства, его формах и пределах: социалисты требовали наделить государственную власть значительными административно-распорядительными функциями.

3. Доказано, что социальная и экономическая сферы стали объектами планомерного государственного воздействия, в связи с чем одним из основных направлений в деятельности Временного правительства стало создание централизованной системы государственных регулирующих органов.

4. Проведено исследование конкретной деятельности Временного правительства в качестве посредника в социально-экономических процессах, выделены основные средства государственного регулирования. В связи с этим определено, что суть формировавшейся системы государственного регулирования состояла в широкомасштабном вмешательстве государственной власти в народное хозяйство и отношения между трудом и капиталом с целью ограничения свободы действий отдельных лиц, групп, классов во имя общегосударственных интересов.

5. Выявлено, что одним из ключевых вопросов демократического государственного строительства в России в марте-октябре 1917 г. явилась организация гражданского пространства для решения социально-экономических проблем. Временное правительство способствовало возникновению и легализации различных общественных организаций, поощряло контакты между ними, направленные на согласование разнородных классовых интересов, привлекало представителей общественности к работе в составе государственных регулирующих органов, общественные организации выполняли различные поручения правительства в хозяйственной сфере.

6. Выдвинуто положение, что в результате вовлеченности строящегося демократического государства в социально-экономические процессы в качестве "нейтральной силы" произошло изменение форм государственной власти. Контроль над экономикой и вмешательство в трудовые конфликты придали экстренным, чрезвычайным мерам правительственного воздействия характер постоянных функций новой государственной власти. В итоге, вместо предполагавшегося демократического преобразования государства произошло укрепление прежних авторитарных традиций государственного управления.

Практическая значимость диссертации. Материалы диссертации могут найти практическое применение в процессе дальнейшей теоретической разработки проблемы демократического преобразования российского государства в 1917 году, в обеспечении учебного процесса по историческим дисциплинам, чтении спецкурсов по отечественной истории.

Апробация диссертации. Диссертация была обсуждена на кафедре истории и философии СКАГС, одобрена и получила рекомендацию к защите. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в ряде публикаций и на научных конференциях в г. Ростове-на-Дону: "Проблемы гуманизации социального управления и государственной службы" (1995), "Проблемы легитимации власти и социальное управление" (1996), "Местное самоуправление на Юге России и в республиках Северного Кавказа" (1997).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя по три параграфа, заключения, списка источников и литературы.

2. Основное содержание диссертации.

Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень ее изученности, определяются объект, предмет, хронологические рамки, цели и задачи исследования, дается характеристика использованных источников, формулируются методологическая основа и научная новизна исследования.

В первой главе - "Деятельность Временного правительства в экономической сфере" - рассматриваются проблемы экономических преобразований Временного правительства. Она включает три параграфа.

В первом параграфе - "Создание Временным правительством государственных экономических регулирующих органов" - анализируется концепция экономических преобразований Временного правительства; позиции основных общественно-политических сил, влиявших на формирование правительственного курса, относительно экономической политики новой государственной власти; показан процесс становления системы государственных экономических регулирующих органов.

Автор прежде всего выявляет предпосылки возникновения концепции централизованного регулирования экономики. Общемировые тенденции развития производительных сил были связаны с ослаблением механизма свободной конкуренции и усилением регулирующего начала в экономике. Хозяйственный кризис военного времени усилил эти тенденции и заставил значительно расширить сферу государственного вмешательства в экономику.

Далее автор исследует становление и основные положения концепции экономических преобразований Временного правительства. В ее основе лежал принцип приоритетности общегосударственных, общенародных интересов над частными, групповыми, классовыми и партийными.

Подчинить указанные интересы общегосударственным нуждам предполагалось с помощью посреднической деятельноста новой государственной власти. Государство, основанное на демократических принципах, призвано было преодолеть издержки рыночной стихии и заполнить лакуны в функционировавшем со сбоями хозяйственном механизме.

По мнению автора, основные политические силы, определявшие курс Временного правительства, были едины в стремлении использовать строящееся демократическое государство в качестве организующего и объединяющего начала, способного координировать различные экономические интересы в общих целях обновления экономики. И социалистическая, и либеральная части Временного правительства занимали близкие позиции в отношении того, что новый этап экономического развития России требует государственного планирования и регулирования с тем, чтобы нивелировать последствия экономических сдвигов.

В диссертации отмечается, что, несмотря на сходство позиций либералов и социалистов относительно государственного регулирования хозяйственных процессов во имя общего блага, между ними существовали расхождения по поводу степени государственного вмешательства в экономику, его формах и пределах. Социалисты являлись сторонниками наделения государственной власти значительными административно-распорядительными функциями и усиления государственного контроля над экономикой. Либеральная часть Временного правительства рассматривала государственную власть в качестве координирующей усилия государственных, производственных и общественных структур силы.

Далее в указанном разделе диссертации уделяется большое внимание процессу формирования Временным правительством системы государственных экономических регулирующих органов. В целях планомерной организации народного хозяйства и повышения эффективности государственного вмешательства в экономику Временное правительство сосредо-

точивает целые сферы народного хозяйства в рамках отдельных государственных учреждений (Общегосударственного продовольственного комитета, а затем Министерства продовольствия, земельных комитетов).

В данном разделе диссертации рассматривается проблема создания Экономического совета, призванного вырабатывать общие планы регулирования хозяйственной жизни и руководить работой различных совещаний и комитетов. Отмечается, что Временное правительство начинает формировать централизованную систему регулирующих органов: от Главного экономического комитета до районных экономических комитетов. Суть формировавшейся регулирующей системы состояла в обеспечении связи между производством и потреблением за счет централизованного изъятия продукции и перераспределения ее сообразно государственным приоритетам. Во исполнение намечавшихся мероприятий Главный экономический комитет наделялся широкими правами: от установления планов деятельности отраслей народного хозяйства до реквизиций и секвестра. Автор обращает внимание на то, что работа по созданию системы регулирующих органов в значительной степени была только обозначена, Временному правительству не удалось реализовать ее в полной мере.

Во втором параграфе - "Основные средства регулирования экономики Временным правительством" - рассматривается деятельность правительства по реализации его экономической программы, конкретные шаги относительно государственного воздействия на важнейшие отрасли народного хозяйства.

По мнению автора, выбор средств государственного регулирования экономики в марте-октябре 1917 года был продиктован несколькими обстоятельствами: хозяйственными трудностями военного периода, особенностями экономического развития России, социально-политической конъюнктурой периода войны и революции. По мере развития экономического кризиса логика государственного регулирования привела Временное пра-

вительство к усилению роли административного принуждения в экономике и заставила прибегнуть к военно-административным методам стабилизации хозяйственной системы.

Большое место в диссертации отведено рассмотрению конкретных действий правительства, направленных на централизованное пртгудитель-ное распределение сырья, топлива, орудий производства, некоторых видов продукции, нормирование потребления хлебопродуктов. В марте 1917 г. была введена карточная система на хлеб. Хлебопродукты подлежали распределению среди населения продовольственными комитетами согласно установленной норме потребления. В случае обнаружения у владельцев скрытых запасов продукции, подлежащей государственному распределению, предусматривались реквизиции.

Далее автор обращается к деятельности Временного правительства в области ценообразования. Нормированные цены были подвергнуты унификации, а сфера их применения значительно расширена. Временное правительство установило твердые цены на сельскохозяйственные машины и орудия, металл, донецкий уголь. Они были действительны как для казенных, так и для частных поставок. Была введена практика периодического повышения фиксированных цен и придания им обратной силы.

Особое внимание уделяется проблеме установления государственных торговых монополий. По мнению автора, монополизация угля и хлеба решала проблему не столько экономическую, сколько политическую; т. е. представляла собой попытку радикально разрешить продовольственный и топливный кризис и тем самым снизить социальную напряженность. Поэтому государственные монополии успеха не имели.

В данном разделе работы анализируются последствия государственного нормирования распределения, обмена, потребления, распространенной практики реквизиций. По мнению автора, эти меры разрушали нормальное функционирование рыночных механизмов, но не стабилизировали

экономическое положение. Экономические отношения оказались опосредованными новой властью, что в условиях нарастания хозяйственного кризиса приводило к ее дискредитации. В конечном итоге произошло смещение акцентов с регулирования на прямое государственное вмешательство в экономику. Впоследствии большевистское правительство довело эту тенденцию до логического конца, т.е. прямого государственного управления экономикой.

В третьем параграфе - "Привлечение Временным правительством общественных организаций к решению экономических задач" - раскрываются неадминистративные методы государственного воздействия на экономику.

Одним из ключевых вопросов демократического государственного строительства в 1917 году явилось привлечение различных общественных сил к решению экономических проблем. В данном разделе рассматриваются способы осуществления принципа общественно-государственного контроля над экономикой. Временное правительство пыталось разрешить проблему несовместимости прямого административного вмешательства в экономику с демократическим устройством политического режима посредством вхождения представителей общественности в состав государственных регулирующих органов.

Автор обращает внимание на расхождение позиций либеральных и социалистических кругов по вопросу о том, каким именно общественным силам следует отдавать предпочтение в деле контроля над экономикой: торгово-промышленному классу или революционной демократии. Эти разногласия привели к отставке в мае 1917 г. министра торговли и промышленности А. И. Коновалова, опасавшегося дезорганизации промышленности.

Официальный курс правительства был направлен на привлечение к делу государственного регулирования и к проведению в жизнь намеченных

мероприятий уже существующих мощных общественных организаций, включенных в хозяйственные процессы и имеющих опыт хозяйственной деятельности. В данном разделе диссертации рассматриваются конкретные случаи использования Временным правительством торгово-промышленных объединений, кооперативов, а также иных общественных организаций для проведения в жизнь намеченных мероприятий в области снабжения населения и промышленности необходимыми продуктами производства, сырьем и топливом.

Во второй главе - "Деятельность Временного правительства в социальной сфере" - рассматриваются проблемы социальных реформ. Она объединяет три параграфа.

В первом параграфе - "Создание Временным правительством государственных органов, регулирующих социальные отношения" - анализируется концепция социальных реформ Временного правительства.

Правительственная политика в социальной области была тесно связана с регулированием народного хозяйства страны в целом и предполагала государственное регулирование социальных отношений, в частности взаимоотношений труда и капитала. Автор обращает внимание, что в данном вопросе Временное правительство обратилось к опыту европейских правительств, которые в условиях войны сочли необходимым вмешаться в отношения труда и капитала и ограничили свободу действий рабочих.

Автор отмечает, что в основе предложенной Временным правительством концепции социальных преобразований лежала стратегия "социального сотрудничества". Она предполагала признание справедливости требований и интересов как рабочих, так и предпринимателей. Строящееся демократическое государство в этой ситуации должно было выступить в роли надклассовой силы, способной найти равнодействующую интересов различных сторон, при необходимости ограничив свободу действий отдельных социальных групп и классов.

Автор обращается к анализу позиций основных политических сил по вопросу социальных реформ. По мнению автора, либералы и умеренные социалисты считали возможным урегулировать отношения предпринимателей и рабочих при условии умеренности требований и взаимного ограничения обеих сторон.

Особое внимание в диссертации уделяется созданию системы государственных социальных регулирующих органов во главе с Министерством труда, впервые созданным в России. В работе подробно рассматриваются структура Министерства труда и задачи его департаментов. Значительное место в работе уделено проблеме создания местных органов Министерства труда в лице комиссаров труда, поставленным перед ними задачам и конкретной деятельности по урегулированию конфликтных ситуаций на предприятиях.

Автор обращает внимание на то, что костяк социального ведомства составили меньшевики. Тем самым они получили возможность реализовать свою программу социальных реформ и возложили на себя ответственность за поддержание социальной стабильности.

В данном разделе диссертации рассматривается также проблема создания Временным правительством сети примирительных учреждений, призванных регулировать социальные отношения в трудовой области: разбирать споры между рабочими и предпринимателями в ситуациях, не урегулированных законодательством. Отмечается попытка создания примирительных земельных камер для разрешения вопросов и конфликтов в области земельных и сельскохозяйственных отношений. Однако, ее следует признать неудачной, так как крестьяне (в отличие от рабочих) лишь в исключительных случаях обращались к "третейскому" разбирательству.

Второй параграф - "Основные средства регулирования социальных отношений Временным правительством" - посвящен конкретным средствам, с помощью которых Временное правительство пыталось урегу-

лировать отношения между трудом и капиталом: надклассовому посредничеству в трудовых конфликтах и законодательному регулированию трудовых отношений.

Прежде всего автор обращается к проблеме разработки и принятия Временным правительством прогрессивного трудового законодательства (законов по вопросам охраны труда, страхования, безработицы). Отмечаются некоторые успехи в принятии законодательных актов в области защиты труда (запрет ночной работы женщин и детей), социального страхования (обеспечение рабочих на случай болезни). Хотя в целом итог законодательной деятельности правительства был гораздо скромнее стоявших перед ним задач в данной области.

Особое место в данном разделе диссертации отводится деятельности Временного правительства, направленной на урегулирование рынка труда путем создания сети бирж труда; а также попыткам государственной власти снизить социальную напряженность, возникавшую на почве роста безработицы. В частности, рассматриваются мероприятия по эвакуации из столицы части общественных, государственных учреждений и предприятий.

Далее в диссертации исследуются попытки Временного правительства стоить социальную напряженность путем ограничения противостоящих классов, т. е. нормирования заработной платы и предпринимательской прибыли. Автор признает неудачной деятельность правительства в этом направлении и отмечает нарастание конфронтации между рабочими и предпринимателями с мая-июня 1917 года. Данное меньшевиками от имени Временного правительства обещание законодательно защитить рабочих и реализовать меры по урегулированию трудовых отношений так и не было выполнено в полной мере. В целом мероприятия правительства в социальной области носили паллиативный характер.

Значительное место в диссертации отводится трудовым конфликтам и деятельности правительственных органов по их урегулированию, речь идет о посреднической деятельности Министерства труда. Автор отмечает, что в качестве основного способа решения социальных проблем Временное правительство избрало государственное посредничество в конфликтных ситуациях. В основе концепции государственного социального посредничества лежал принцип признания, с одной стороны, законности требований рабочих, а с другой - права предпринимателей отклонить эти требования.

В данном разделе анализируются последствия такой позиции правительства и рассматриваются конкретные примеры вмешательства Министерства труда в конфликтные ситуации. В указанном параграфе речь идет о периоде нарастания конфронтации между рабочими и предпринимателями, начавшемся в мае-июне 1917 года и продолжавшемся до конца пребывания у власти Временного правительства. Автор выделяет две основные группы трудовых конфликтов: по поводу заработной платы и вмешательств рабочих в распоряжения администрации предприятий. Автор отмечает, что посредническая деятельность Министерства труда потерпела крах, т. к. государство оказалось втянутым в трудовые конфликты в качестве одного из непосредственных участников. Попытки Временного правительства сохранить надклассовую позицию и соблюсти общегосударственные интересы натолкнулись на процесс осознания специфических классовых интересов в революции.

В третьем параграфе - "Привлечение Временным правительством общественных сил к решению социальных проблем" - рассматривается деятельность Временного правительства по поддержанию социальной стабильности путем организации гражданского пространства для решения социальных проблем.

Правительственный курс в социальной области предполагал налаживание переговоров между общественными организациями, представляющими различные классы, при поддержке государственной власти. Он предполагал регулирование социальных отношений посредством общественных организаций. Государственная власть должна были осуществлять высшее руководство их деятельностью и согласовывать отдельные мероприятия в интересах государства и общества.

Автор подробно останавливается на переговорах между Петроградским Советом и Петроградским Обществом фабрикантов и заводчиков; отмечает достигнутые договоренности о 8-часовом рабочем дне, фабзавкомах и примирительных камерах; обращает внимание на участие в переговорном процессе представителей Временного правительства. Подобная практика заключения соглашений между рабочими и предпринимательскими организациями получила широкое распространение. В данном разделе диссертации рассматриваются итоги достигнутых в результате подобных переговоров соглашений: установление минимума и повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, мирное разрешение ряда конфликтных ситуаций, легализация деятельности профессиональных организаций рабочих.

Особое внимание в диссертации уделено совместной работе представителей рабочих и предпринимательских организаций над решением социальных проблем в рамках государственных учреждений. В частности, рассматривается деятельность консультативного комитета при Министерстве труда и его работа над трудовым законодательством. Автор отмечает, что ожесточенные дискуссии в комитете во многом препятствовали достижению компромиссных решений в области трудового законодательства и явились одной из причин неудовлетворительного итога деятельности Временного правительства в области трудового законодательства.

Одним из основных направлений правительственных реформ по демократическому переустройству государства стало содействие созданию самоуправляющихся единиц в среде различных классов. В диссертации рассматриваются вопросы содействия государственной власти возникновению профессиональных организаций. В частности, анализируются законодательные акты, открывшие возможность появлению и легализации деятельности широких социальных коалиций и союзов.

В заключении кратко излагаются основные выводы диссертационного исследования.

Автор пришел к выводу, что согласно предложенной Временным правительством концепции демократического преобразования новая государственная власть должна была заполнить лакуны в функционировавшем со сбоями хозяйственном механизме и выступить гарантом социальной стабильности. Поэтому экономика и социальная сфера стали объектами планомерного государственного регулирования, для чего создавались соответствующие механизмы в виде системы регулирующих органов. Таким образом, социальные и экономические связи опосредовались государством, что должно было обеспечить приоритет общенародных интересов.

Автор определил, что в экономической сфере посреднические функции государства выражались в изъятии в централизованный фонд продукции и перераспределению ее сообразно государственным приоритетам. Таким образом, под давлением обстоятельств военного времени и революционной демократии новое правительство ужесточило унаследованные от старой власти методы экономического воздействия, придав им общеобязательный и всеобъемлющий характер.

Автор пришел к выводу, что в социальной сфере усилия Временного правительства были направлены на опосредование государством отношений между трудом и капиталом. Однако, избранная правительством страте-

гия посредничества была малоэффективна, т. к. она противоречила процессу осознания специфических классовых интересов в революции.

Автор пришел к заключению, что демократические преобразования в России оказались в угрожающем положении в значительной степени в силу вовлеченности различных общественных организаций в дело государственного регулирования. В результате ресурсы государства стали рассматриваться как возможность для улучшения социально-экономического положения участвующих в процессе регулирования социальных групп. Попытки Временного правительства наделить неправительственные организации широкими полномочиями государственного характера были расценены как распыление властных полномочий и распад государственных структур.

Основные выводы и положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Специфика эволюции государственного аппарата России (аспект гуманизации). // Проблемы гуманизации социального управления и государственной службы. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 1995. - С. 72-74 (0,1 п. л.).

2. Проблемы легитимации Временного правительства в России в 1917 году. // Проблемы легитимации власти и социальное управление. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 1996. - С. 107-109 (0,1 п. л.).

3. Формирование новой системы властных отношений в России Временным правительством в феврале-октябре 1917 г. // Местное самоуправление на Юге России и в республиках Северного Кавказа". Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 1997. - С. 70-72 (0,1 п. л.).

4. Социально-экономические преобразования Временного правительства. Ростов н/Д: "ЦИТ ПРОНТО", 1997. - 80 с. (5 п. л.).


Источник: http://cheloveknauka.com/demokraticheskoe-preobrazovanie-rossiyskogo-gosudarstva-vremennym-pravitelstvom-v-marte-oktyabre-1917-goda-sotsialno-ekon



Как сделать крем маскарпоне для торта

Как сделать крем маскарпоне для торта

Как сделать крем маскарпоне для торта

Как сделать крем маскарпоне для торта

Как сделать крем маскарпоне для торта

Как сделать крем маскарпоне для торта

Как сделать крем маскарпоне для торта

Как сделать крем маскарпоне для торта

Похожие новости: